В соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты Москвы на 2021 год проведено обследование реализации мероприятий государственных программ (далее – госпрограммы) и региональных проектов города Москвы по снижению уровня бедности в городе Москве (далее –обследование).
В результате проведенного обследования установлено следующее1.
Принимаемые Правительством Москвы в рамках реализации госпрограмм и региональных проектов меры учитывают международный опыт и рекомендации международных организаций и в комплексе с мерами, принятыми на федеральном уровне, эффективно влияют на снижение уровня бедности жителей города.
За 2020 год численность населения города Москвы с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 6,3 процента от общей численности населения города Москвы, что в два раза ниже показателя 2005 года, а также показателя по Российской Федерации в целом. Прожиточный минимум, установленный в городе Москве, в период с 2005 года по 2021 год вырос в 4,3 раза.
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в Российской Федерации и городе Москве (уровень бедности)
По результатам обследования предложено разработать региональную программу снижения доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, предусматривающую:
а) реализацию комплекса мер по обеспечению централизованного персонифицированного учета каждого жителя города Москвы (домохозяйства) с учетом всех имеющихся доходов, имущества, задолженностей и т.п. (формирование цифрового профиля москвича), в котором предлагается консолидировать информацию из достоверных (официальных) источников (Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд Российской Федерации, кредитные организации и т.п.) с учетом требований по защите персональных данных;
б) обеспечение трансформации действующей системы выплат с учетом результатов анализа востребованности и доступности различных категорий выплат, причин и факторов, обуславливающих динамику количества их получателей, включая адекватность размеров выплат, их реальное влияние на благосостояние получателей, уровень и способы информирования граждан, понятности и простоты механизма их получения;
в) разработку стандартов оказания социальной поддержки по группам (категориям, статусам) жителей города Москвы, предусматривающих внедрение механизма проактивного предоставления мер социальной поддержки на основе комплексной оценки отнесения граждан к малоимущим;
г) использование при предоставлении социальной поддержки принципа «обусловленности в социальной помощи», в том числе путем внедрения социального контракта;
д) разработку единого порядка оказания социально-бытовых услуг на территории административных округов города Москвы, а также отдельных нормативных документов управ районов города Москвы при оказании адресной материальной помощи управами районов города Москвы;
е) в целях обеспечения оперативного анализа уровня и структуры бедности, а также определения эффективности мер, принимаемых для борьбы с бедностью, инициировать работу по расширению охвата домашних хозяйств выборочными обследованиями, а также сокращению сроков формирования соответствующих статистических данных.
[1] Информация приведена по состоянию на 29.07.2021.